Комитет Республики Коми по тарифам
Итоги года: Анна Тюрнина на "Юргане"

В ходя прямого эфира передачи "Детали. Личный прием" на телеканале Юрган И. о. председателя Комитета по тарифам Анна Тюрнина ответила на самые разные вопросы граждан о государственном тарифном регулировании. 

К сожалению, не на все вопросы получилось ответить в течение прямого эфира. Ответы на такие вопросы доступны в текстовом формате.


Запись передачи доступна на официальном Ютуб-канале ТК "Юрган"

Вопросы, ответы на которые были даны в прямом эфире:

1) пгт. Троицко-Печорск
В Троицко-Печорском районе одни из самых высоких тарифов на тепло. АО "КТК" Троицко-Печорский филиал аргументирует это тем, что в некоторых сельских поселениях района ещё сохранились угольные котельные. Почему нельзя пересмотреть тарифы для каждого поселения в зависимости от типа котельных либо заменить угольные котельные на газовые?

Поставщиком тепловой энергии потребителям МО МР «Троицко-Печорский» является АО «КТК» (Троицко-Печорский филиал), которое осуществляет эксплуатацию 13 котельных на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, работающих на разных видах топлива: газе, угле и дровах.
Заявления филиала АО «КТК» об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) потребителям МО МР «Троицко-Печорский» представлены в уполномоченный орган регулирования без дифференциации по системам теплоснабжения, в связи с чем органом регулирования принято решение об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые АО «КТК» (Троицко-Печорский филиал), без дифференциации по источникам тепловой энергии.
Правомерность данного решения подтверждена письмом ФАС России № ВК/31980/18 от 07.05.2018.
Более высокий экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в сельских районах Республики Коми, в том числе в МО МР «Троицко-Печорский» по сравнению с тарифами, установленными для потребителей, получающих тепловую энергию в городах республики от Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс», обусловлен в первую очередь низким объемом полезного отпуска. Для сравнения, объем полезного отпуска на 2021 АО «КТК» (Троицко-Печорский филиал) (62,069 тыс. Гкал), что в 21,4 раза меньше объема полезного отпуска Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» в г.Сыктывкар (1330,71 тыс.Гкал). Таким образом, условно-постоянные расходы Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» в г. Сыктывкар на выработку 1 Гкал значительно ниже условно-постоянных расходов АО «КТК» (Троицко-Печорский филиал).
Кроме того, неотъемлемой частью поставки тепловой энергии являются затраты на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, которые также оказывают непосредственное влияние на размер тарифа: чем дальше потребитель от котельной, тем больше протяженность тепловых сетей и выше затраты на доведение тепла до потребителя. Данный фактор удорожания производства тепловой энергии особенно актуален для сельской местности, характеризующейся малоэтажностью и невысокой плотностью застройки жилья. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении филиала АО «КТК» составляет около 44,6 км.
В рамках социальной поддержки населения в соответствии с законом Республики Коми от 29 октября 2018 г. № 78-РЗ «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Коми» для населения муниципального района «Троицко-Печорский» установлены и применяются льготные тарифы на услуги теплоснабжения, которые значительно ниже экономически обоснованных.
При этом, начиная со второго полугодия 2019 года тарифы на тепловую энергию для населения муниципального района «Троицко-Печорский» не повышаются, т.е. «заморожены».
Выпадающие расходы теплоснабжающей организации, возникающие вследствие применения льготных тарифов, компенсируются из республиканского бюджета Республики Коми.
Инвестиционная программа в сфере теплоснабжения по АО «КТК» (Троицко-Печорский филиал) на 2022 и последующие годы не утверждалась, ввиду отсутствия соответствующего заявления от ресурсоснабжающей организации.


2) г. Сыктывкар
Почему в 2 раза выросли тарифы на обслуживание газового оборудования?
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее – Правила № 170), определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом возложены на пользователя и организацию по обслуживанию жилого фонда.
На основании Правил № 170 собственник жилищного фонда или уполномоченная им обслуживающая организация осуществляет организацию эксплуатации жилищного фонда, включающую в себя техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий.
Техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий включает в себя диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт. При этом организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Согласно позиции Федеральной антимонопольной службы, тарифы на услуги по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования, аварийно-диспетчерское обеспечение, по установке/снятию приборов учета (счетчиков) газа, ремонт и т.п. не подлежат государственному регулированию.
Таким образом, затраты газораспределительной организации на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в том числе аварийно-диспетчерскому обеспечению, не включаются в тарифы по транспортировке газа, а так же в розничную цену газа, и газораспределительная организация вправе самостоятельно решать вопрос об установлении тарифов на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и другие услуги, не подлежащие государственному регулированию.
В случае необоснованного завышения стоимости обслуживания со стороны специализированной организации, предлагаем обращаться в Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Коми.


3) Усть-Вымский район.
Почему в Усть-Вымском районе тарифы на коммунальные услуги для населения города Микунь и поселка Жешарт разные? Например, в поселке Жешарт на порядок ниже.
Это обосновано тем, что в разных населенных пунктах действуют различные поставщики коммунальных услуг.
Например, услуги холодного водоснабжения и водоотведения для населения на территории пгт. Жешарт оказывает ООО «Жешартская тепловая компания», а в г. Микунь– ОАО «Усть-Вымская тепловая компания».
Основными факторами, влияющими на величину экономически обоснованных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, являются:
- объем реализации услуг (обратная зависимость: чем меньше объем, тем выше тариф; так, на 2021 год для ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» планируемый объем подачи воды установлен в размере 694,22 тыс. куб. м., планируемый объем перекачки сточных вод – 574,62 тыс. куб. м., в то время как для ООО «Жешартская тепловая компания» планируемый объем подачи воды – 402,07 тыс. куб. м., планируемый объем перекачки сточных вод – 465,00 тыс. куб. м.), а также ряд других факторов.
Холодное водоснабжение и водоотведение являются разными регулируемыми видами деятельности. Кроме того, по закону, регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод), в том числе по следующим регулируемым видам деятельности:
- холодное водоснабжение, в том числе подъем и очистка воды;
- водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод.
Таким образом, тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение не имеют прямой взаимозависимости, а также сопоставление размеров тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение разных ресурсоснабжающих организаций не является корректным.
В части электроэнергетики стоит отметить, что в отношении всего сельского населения МОМР «Усть-Вымский» применяется понижающий коэффициент 0,7 к тарифам на электрическую энергию, за исключением г. Микунь и пгт.Жешарт.
В соответствии с Законом РК от 06.03.2006 № 13-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми» указанные населенные пункты относятся к городским населенным пунктам. Таким образом, в отношении населения г.Микунь и пгт.Жешарт тарифы на электрическую энергию одинаковые; коэффициент 0,7 применяется только в отношении потребителей домов, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами или электроотопительными установками.
В части теплоснабжения ситуация аналогичная.
Поставщик тепловой энергии для потребителей, проживающих в г. Микунь – ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» для потребителей, проживающих в п.г.т. Жешарт – ООО «Жешартская тепловая компания».
ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» эксплуатирует 16 котельных с малыми объемами полезного отпуска (обратно-пропорциональная зависимость, чем меньше объем реализации услуг по конкретной энергоснабжающей организации, тем больше размер тарифа за счет распределения условно-постоянных расходов организации между большим количеством потребителей). Эксплуатация тепловых источников с малым объемом полезного отпуска приводит к увеличению затрат, так как вне зависимости от объема отпускаемой тепловой энергии у организации сохраняется обязанность содержать полный штат персонала с учетом сменности, осуществлять работы по текущему обслуживанию и ремонту оборудования котельной и тепловых сетей, протяженность которых в 6,5 раз больше, чем у ООО «Жешартская тепловая компания».
В свою очередь, в эксплуатации ООО «Жешартская тепловая компания» находится 1 котельная. При этом основной объем тепловой энергии ООО «Жешартская тепловая компания» приобретает у ООО «Жешартский ЛПК», себестоимость производства которой у данного предприятия по объективным технологическим причинам дешевле
В рамках социальной поддержки населения в соответствии с законом Республики Коми от 29 октября 2018 г. № 78-РЗ «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Коми» для населения муниципального района «Усть-Вымский» установлены и применяются льготные тарифы на большинство коммунальные услуг, которые значительно ниже экономически обоснованных.
При этом, начиная со второго полугодия 2019 года тарифы на тепловую энергию для населения – потребителей АО «Усть-Вымская тепловая компания» не повышаются, т.е. «заморожены».
Выпадающие расходы теплоснабжающей организации, возникающие вследствие применения льготных тарифов, компенсируются из республиканского бюджета Республики Коми.


4) с. Койгородок (адрес гражданина скрыт)
В нашем МКД площадь трехкомнатных квартир 63 квадратных метра. Ежемесячно мы платим за тепло по 7 тысяч рублей.
Жители Инты платят такую же сумму за тепло. Почему, живя на юге Республики Коми, нам приходится платить такие же деньги за тепло, как и северянам?
Более высокий уровень экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию АО «КТК» (Койгородский филиал) по сравнению с тарифом, установленным для ПАО «Т Плюс» в г. Инта, обусловлен, прежде всего, низким объемом полезного отпуска (обратно-пропорциональная зависимость, чем больше объем реализации услуг по конкретной энергоснабжающей организации, тем меньше размер тарифа за счет распределения условно-постоянных расходов организации между большим количеством потребителей). Эксплуатация тепловых источников с малым объемом полезного отпуска приводит к увеличению затрат, так как вне зависимости от объема отпускаемой тепловой энергии у организации сохраняется обязанность содержать полный штат персонала с учетом сменности, осуществлять работы по текущему обслуживанию и ремонту оборудования. Для сравнения, объем полезного отпуска на 2021 год АО «КТК» (Койгородский филиал) составляет – 15,75 тыс. Гкал, что в 22,9 раз меньше объема полезного отпуска Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» в г.Инта (361,77 тыс.Гкал).
При этом АО «КТК» (Койгородский филиал) эксплуатирует 9 котельных с малыми объемами тепловой энергии и тепловые сети, протяжность которых в двухтрубном исчислении составляет 23,48 км.
Также, значительное влияние на величину тарифа оказывает вид и цена применяемого при производстве тепловой энергии топлива. Котельные АО «КТК» (Койгородский филиал) используют следующие виды топлива: уголь, мазут и щепа.
Цены на данные виды топлива не регулируются государством и зависят от биржевых цен и конъюнктуры рынка.
Неотъемлемой частью поставки тепловой энергии являются затраты на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, которые также оказывают непосредственное влияние на размер тарифа: чем дальше потребитель от котельной, тем больше протяженность тепловых сетей и тем выше затраты на доведение тепла до потребителя. Данный фактор удорожания производства тепловой энергии особенно актуален для сельской местности, характеризующейся малоэтажностью и невысокой плотностью застройки жилья.
Также необходимо отметить, что при формировании тарифов на тепловую энергию для филиала АО «КТК» (Койгородский филиал) на 2020-2021 годы учтены затраты на реализацию инвестиционной программы в сфере теплоснабжения АО «КТК» (Койгородский филиал) на 2020-2022 годы.
В рамках социальной поддержки населения в соответствии с законом Республики Коми от 29 октября 2018 г. № 78-РЗ «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Коми» для населения муниципального района «Койгородский» установлены и применяются льготные тарифы на услуги теплоснабжения, которые значительно ниже экономически обоснованных.
При этом, начиная со второго полугодия 2019 года тарифы на тепловую энергию для населения муниципального района «Койгородский» не повышаются, т.е. «заморожены».
Выпадающие расходы теплоснабжающей организации, возникающие вследствие применения льготных тарифов, компенсируются из республиканского бюджета Республики Коми.


5) Сысольский район, с. Визинга
У нас в районе самые высокие тарифы на тепло. Сейчас для населения гигакалория составляет в размере 3778 рублей. Наша центральная котельная до сих пор работает на мазуте. Поэтому и такие высокие суммы предъявляются потребителям в оплате. Какую работу проводит Комитет, чтобы снизить размер тарифов для жителей Сысольского района?
Для примера: за трехкомнатную благоустроенную квартиру площадью 63 кв.м. приходится платить порядка 10 тысяч в месяц. Больше половины заработка уходит на оплату ЖКХ.
Высокий экономически обоснованный тариф на тепловую энергию АО «КТК» (Сысольский филиал) по сравнению с тарифами, установленными в городах республики, обусловлен следующими факторами:
- низким объемом полезного отпуска (обратно-пропорциональная зависимость, чем больше объем реализации услуг по конкретной энергоснабжающей организации, тем меньше размер тарифа за счет распределения условно-постоянных расходов организации между большим количеством потребителей). Эксплуатация тепловых источников с малым объемом полезного отпуска приводит к увеличению затрат, так как вне зависимости от объема отпускаемой тепловой энергии у организации сохраняется обязанность содержать полный штат персонала с учетом сменности, осуществлять работы по текущему обслуживанию и ремонту оборудования котельной. Для сравнения, объем полезного отпуска на 2021 год АО «КТК» (Сысольский филиал) (36,11тыс. Гкал), что в 36,9 раз меньше объема полезного отпуска Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» в г.Сыктывкар (1330,71 тыс.Гкал). Таким образом, условно-постоянные расходы Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» в г. Сыктывкар на выработку 1 Гкал значительно ниже условно-постоянных расходов АО «КТК» (Сысольский филиал);
Кроме того, значительное влияние на величину тарифа оказывает вид и цена применяемого при производстве тепловой энергии топлива. АО «КТК» (Сысольский филиал) осуществляет эксплуатацию 11 котельных на территории Сысольского района Республики Коми, использующих различные виды топлива: мазут, уголь и брикеты.
Цены на данные виды топлива не регулируются государством и зависят от биржевых цен и конъюнктуры рынка.
Вместе с тем, неотъемлемой частью поставки тепловой энергии являются затраты на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, которые также оказывают непосредственное влияние на размер тарифа: чем дальше потребитель от котельной, тем больше протяженность тепловых сетей и тем выше затраты на доведение тепла до потребителя. Данный фактор удорожания производства тепловой энергии особенно актуален для сельской местности, характеризующейся малоэтажностью и невысокой плотностью застройки жилья.
Причинами высоких экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для потребителей АО «КТК» (Сысольский филиал) являются: увеличение цен на энергоносители; общеинфляционные процессы в экономике, определенные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации; снижение объемов полезного отпуска.
В рамках социальной поддержки населения в соответствии с законом Республики Коми от 29 октября 2018 г. № 78-РЗ «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Коми» для населения муниципального района «Сысольский» установлены и применяются льготные тарифы на услуги теплоснабжения, которые значительно ниже экономически обоснованных.
При этом, начиная со второго полугодия 2019 года тарифы на тепловую энергию для населения муниципального района «Сысольский» не повышаются, т.е. «заморожены».
Выпадающие расходы теплоснабжающей организации, возникающие вследствие применения льготных тарифов, компенсируются из республиканского бюджета Республики Коми.


6) п. Нижний Одес.
Почему приходят счета за отопление в летние месяцы, когда тепловая энергия не подается.
В Республике Коми плата за коммунальную услугу по отоплению начисляется равномерно в течение 12 месяцев на основании фактических данных коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предшествующий год (с корректировкой один раз в год в соответствии с фактическим потреблением), а в случае его отсутствия – исходя из норматива.
Исключением являются случаи, когда на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется способ осуществления потребителями оплаты в течение отопительного периода - для многоквартирных домов, в которых используется коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.
Таким образом, в случае, если в вашем доме такой прибор установлен, на общем собрании собственниками жилья может быть принято решение об оплате отопления только за те месяцы, когда оно подается (с учетом уведомления ресурсоснабжающей организации о принятии такого решения).


7) пгт. Троицко-Печорск
Зависит ли тариф от задолженности населения? Некоторые не платят годами, а добропорядочные плательщики, видимо, вынуждены с каждым изменением цен оплачивать долги соседей. Так ли это и дает ли результат борьба с должниками?
На величину тарифа не влияет задолженность потребителей за коммунальные услуги. В рамках действующего законодательства возможно включение в тариф резерва, предусматривающего компенсацию частичной неоплаты потребителями коммунальных услуг. Но резерв этот не такой значительный, как долг населения за ЖКУ.
Стоит отметить, что каждая ресурсоснабжающая организация на постоянной основе ведет претензионно-исковую работу по снижению задолженности за потребленные коммунальные услуги. С населением также проводится разъяснительная работа.


8) г. Сыктывкар
Тариф на вывоз ТКО достаточно высокий, причем людям приходится платить несколько раз: за отходы, производимые в домах, за отходы, производимые по месту работы или учебы, а также за отходы, на спортивных секциях и кружках.
В течение года общественники проводили в городе замеры вывозимого ТКО как от жителей МКД, так и от организаций, которые показали, что реально объем мусора меньше, чем объем, заложенный в тариф за его вывоз. Скажите, планирует ли Комитет пересмотреть тарифы на вывоз ТКО для населения, учреждений и организаций?

В настоящее время применяются нормативы накопления ТКО, утвержденные приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т, которые рассчитывались на основании данных замеров, представленных органами местного самоуправления.
Для уточнения и корректировки нормативов накопления ТКО, а так же расчета нормативов накопления для потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, которые не попали в отдельную категорию (студенческие общежития, спортивные школы), Комитетом были организованы замеры фактического накопления ТКО с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов, регионального оператора по обращению с ТКО, представителей администраций МО, а также общественных организаций Республики Коми на территории как муниципальных районов, так и городских округов.
В соответствии с правилами определения нормативов накопления ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 №269, замеры необходимо проводить исходя из сезонности (зима, весна, лето, осень).
Результаты анализа полученных в течение 4 сезонов данных в комплексе будут направлены Комитетом на согласование в ППК «РЭО» в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1815 «Об утверждении Правил направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также при установлении или корректировке нормативов накопления ТКО».
При этом отмечаем, что двойная оплата за услугу по обращению с ТКО отсутствует в связи с тем, что население оплачивает коммунальную услугу только по месту проживания, а юридические лица – по месту образования ТКО, включая торговлю, школы, предприятия и т.д.
Также хотим заметить, что если у школ и иных образовательных учреждений заключены договоры на проведение уроков физкультуры в спортивных комплексах, то в данном случае, необходимо исключить объемы ТКО, исчисляемые по нормативам, из платежей данных спортивных комплексов.
По результатам замеров нормативы, а также платежи за услугу по обращению с ТКО могут как снизиться, так и вырасти.


9) Сысольский район, п. Визиндор
У нас третью неделю отсутствует сжиженный газ в баллонах. Почему это происходит? (обмениваем баллоны в Визинге).

Перебои в поставках сжиженного газа обусловлены тем, что с 2019 года прекращено государственное регулирование оптовых цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ) на федеральном уровне. В настоящее время оптовые цены на СУГ формируются на основании биржевых и внебиржевых индикаторов значений территориальных рынков Российской Федерации.
В связи с ростом нерегулируемых закупочных цен на СУГ на оптовом рынке более чем в полтора раза, по поручению Главы региона В. В. Уйба Правительство Республики Коми проработало меры поддержки основного поставщика сжиженного газа населению – ООО «СГснаб».
В частности, для снижения негативных последствий от неконтролируемого роста оптовых (закупочных) цен на СУГ и стабилизации его поставок жителям Республики Коми, внесены изменения в порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение выпадающих доходов.
Обращаем внимание, что цены на сжиженный газ для прочих потребителей (для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и для заправки автотранспортных средств) не регулируются и являются рыночными.


10) Повышение цен на мазут скажется на тарифах для населения, потребляющего тепловую энергию от котельных, работающих на этом топливе? 
Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются на год, и в течение года они не подлежат пересмотру. Таким образом, ни один житель (как население, так и прочие потребители) не ощутят на себе изменение стоимости цен на мазут.
В свою очередь, при формировании тарифов на 2022 год будет произведена соответствующая оценка ситуации с изменением цен на топливо и перерасчет экономически обоснованных тарифов на следующий период регулирования.
При этом отмечаем, что изменение тарифов на коммунальные услуги для населения республики не превысит утвержденный предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.


11) г. Сыктывкар
Почему у нас в республике тарифы выше, чем в Мурманской и Архангельской областях? Правовое поле, в принципе, почти одинаковое, температура ниже, чем у нас. Объясните, пожалуйста.

При всестороннем анализе информации об изменении тарифов с 1 июля в названных областях, отмечаем, что тенденции в значительном различии размеров тарифов на коммунальные услуги нет (Приложение). Одно из немногих исключений – тарифы на электрическую энергию в Мурманской области, что обусловлено объективными факторами ее производства (наличие Кольской АЭС). Важно отметить, что тарифы в значительной степени зависят от того, какие ресурсоснабжающие организации подразумеваются. Их сравнение должно происходить предметно. В свою очередь, при оценке ситуации в целом, значительной разницы в тарифах мы не отмечаем.



12) Сыктывдинский район
Какой тариф на электроэнергию применяется в СНТ, в частности, Морово. На общем собрании не устанавливался, расчет председатель ведет по городскому тарифу?
В соответствии с приказом Комитета по тарифам от 08.12.2020 г. № 8/2 с 01.07.2021 по 31.12.2021 г. для членов садоводческих некоммерческих товариществ применяется тариф на электроэнергию в размере 3,56 руб./кВт. час (по одноставочному тарифу), а для тарифа, разделенного по двум зонам суток: дневная – 4,10 руб./кВт. час; ночная – 2,14 руб./кВт. час.
Обращаем Ваше внимание, что СНТ не имеет права устанавливать какие-либо дополнительные надбавки к тарифам. Задача СНТ:
– выставить плату за индивидуально потребленное электричество по счетчикам;
– распределить плату за содержание внутренних электрических сетей СНТ в соответствии с балансовым разграничением (расход электрической энергии в электросетевом оборудовании, потери в трансформаторах, освещение улиц, работа насосов и т.д.) между всеми владельцами земельных участков, расположенных в границах территории СНТ.
Способ распределения расходов на содержание внутренних электрических сетей СНТ может определяться Правлением СНТ или общим собранием членов СНТ. В случае наличия информация о необоснованном выставлении платежей от СНТ, можно предоставить адрес Комитета подтверждающие этот факт документы (например, квитанции или копию решения правления СНТ о порядке выставления платы за электроэнергию).


13) Ижемский район, с. Мохча
В с. Мохча часть квартир МКД переведены с центрального отопления на электрическое.
Мы, жители квартир вынуждены оплачивать огромные счета за услугу по электроэнергии при отоплении.
Предполагается ли разработка индивидуального тарифа либо же льготного тарифа по электроэнергии в квартирах с электроотоплением.

В Республике Коми установлен понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию в отношении всего населения, проживающего в сельских населенных пунктах и населения, проживающего в городах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами или электроотопительными установками в наименьшем возможном значении, предусмотренном законодательством – 0,7.
Дополнительные льготные цены (тарифы) на электрическую энергию для потребителей, отапливающих жилые помещения за счет электрических нагревательных приборов взамен печного отопления, в настоящий момент на территории Республики Коми не предусмотрены.
По инициативе Комитета, Службой Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) была проведена проверка соответствия дома с. Мохча, ул.Центральная, д. 220, требованиям энергетической эффективности, в том числе проверки технического состояния установленного электрооборудования. Нарушений не обнаружено.
В текущем году Комитет решает вопрос по внесению изменений в Закон о льготных тарифах с целью поддержки потребителей электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями. Вопрос установления льготных тарифов на электроэнергию, потребляемую для отопления, будет рассмотрен в последующие периоды регулирования.


14) г. Вуктыл
Будет ли снижаться тариф на паромную перевозку, т.к. это единственный способ выбраться из района?

В настоящее время органом регулирования установлены следующие тарифы на перевозки грузов (легковой автомобиль), пассажиров на переправе в м. Кузьдибож (таблица):
(МКУ «Жилкомсервис приведен для сравнения)
Обращаем внимание, что Комитет устанавливает предельные максимальные уровни тарифов, что дает право соответствующим организаторам транспортного обслуживания и заинтересованным перевозчикам принимать совместное решение о применении тарифов, ниже установленных предельных максимальных уровней. Однако принятие такого решения может быть связано с необходимостью предусматривать в бюджете средства на компенсацию возникающих выпадающих доходов перевозчика.

К примеру, Советом МО ГО «Сыктывкар» от 30.03.2021 №5/2021-79 было принято решение об осуществлении в 2021 году без взимания платы перевозок речным транспортом населения, зарегистрированного в установленном порядке на территории следующих населенных пунктов. Заречье (на период половодья и ледостава),м. Сидорполой,п.г.т. Седкыркещ, п.с.т. Трехозерка, а также перевозок транспортных средств для указанной категории населения по льготным тарифам. При этом, в бюджете администрации МО ГО «Сыктывкар» предусмотрены средства на указанные цели в размере около 20,00 млн. руб.


Вопросы, ответы на которые не были озвучены в эфире:

1) г. Усинск
Возможно ли снизить стоимость авиабилетов за счет выделения дотаций Усинску?

Возможность введения государственного регулирования тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена только в отношении перевозок, осуществляемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
На территории Республики Коми тарифное регулирование в отношении указанных перевозок уже введено.
При этом тарифы на межрегиональные рейсы, проходящие по территории нескольких субъектов Российской Федерации, государством не регулируются, и устанавливаются перевозчиком самостоятельно.
На территории республики регулярные перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом осуществляются единственным перевозчиком - АО «Комиавиатранс».
В результате государственного регулирования тарифов на территории Республики Коми на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом у перевозчика возникают выпадающие доходы.
В целях обеспечения доступности авиасообщения для всех типов воздушных судов и на всех регулярных внутрирегиональных маршрутах, в т.ч. и на маршрутах с вылетом из/в г. Усинск, установлены фиксированные тарифы на перевозки пассажиров, уровень которых значительно ниже уровня экономически обоснованных тарифов (см. таблицу).
Таким образом, фиксированный уровень тарифа на указанных маршрутах составляет от 34,5 % до 46,9 %.


2) Койгородский район
Тариф на услуги холодного водоснабжения в Койгородском районе один из самых высоких – 76,58 руб. за кубический метр. Из чего он складывается?
Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки и расчетного объема отпуска воды.
Обращаем ваше внимание, что размер экономически-обоснованного тарифа, не применяемого для расчетов с населением и отражающего размер расходов АО "Коми тепловая компания"(Койгородский филиал) составляет 774,64 руб/куб.м.
Основными факторами, влияющими на величину экономически обоснованных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, являются:
- объем реализации услуг;
- специфика технологического процесса (самотек, транспортировка, наличие и количество стадий очистки и пр.);
- протяженность сетей и их техническое состояние (в том числе износ);
- производственные мощности оборудования и их технические характеристики, в том числе энергоемкость и степень изношенности оборудования, определяющие расходы на цели энергосбережения и капитальный ремонт;
- наличие собственных источников добычи ресурсов или использование покупных товаров и услуг;
- амортизационная политика организации;
- условия заключения договоров (в том числе аренды основных производственных фондов);
- наличие (отсутствие) инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
- другие причины и особенности технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации.
Однако в рамках социальной поддержки населения в соответствии с законом Республики Коми от 29 октября 2018 г. № 78-РЗ «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Коми» для населения Койгородского района установлен и применяется льготный тариф на услуги водоснабжения, который в 10 раз ниже экономически обоснованного.


3) г. Вуктыл
На сегодняшний день республика занимает второе место среди других регионов РФ по размеру трат за ЖКУ. Прорабатывается ли вопрос снижения тарифов в Коми?

Опубликованный агентством рейтинг, в котором Республика Коми оказалась на предпоследнем месте по доле расходов на оплату жилищно-коммунального хозяйства, сформирован на основе статистической информации, опубликованной на Официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики.
Так как данная информация в исходных таблицах дана в отношении члена домохозяйства, будем оперировать ими по 2020 году.
Потребительские расходы: 26 место (18 644,2 руб)
Располагаемые ресурсы: 19-е место (31 491,7 руб.)
Доля на жилищно-коммунальные услуги и топливо в расходах: 3-е место (2 607,0 руб или 14,0%)
Доля на жилищно-коммунальные услуги и топливо в доходах: 14-е место (2 607,0 руб или 8,3%)


4) г. Ухта
Рассматривается ли вопрос снижения тарифов за вывоз мусора?
В соответствии с приказом Комитета от 18.12.2020 № 16/4 экономически обоснованный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Республики Коми на 2021 год, с учетом внесенных Комитетом корректировок, составляет 825,61 руб. за 1 куб. м (НДС не облагается). Снижение экономически обоснованного единого тарифа с 01.01.2021 относительно тарифа, действовавшего во втором полугодии 2020 года (834,02 руб./куб.м (НДС не облагается)), составило 1%, и было достигнуто благодаря:
1. оптимизации расходов регионального оператора на транспортирование ТКО путем пересмотра условий договоров на транспортирование ТКО (средняя стоимость услуг операторов по транспортированию ТКО за 1 куб. м. снизилась на 14%);
2. оптимизации транспортных потоков (изменение периодичности вывоза ТКО и маршрутов движения мусоровозов, установка дополнительных бункеров для накопления ТКО);
3. уточнении фактического количества и объема контейнеров, расположенных в зоне деятельности регионального оператора;
4. иных мероприятий, проведенных по рекомендациям уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми, которые были разработаны по результатам проверки деятельности регионального оператора в 2019 году.
В целом доля расходов на транспортирование ТКО в структуре тарифа снизилась с 87% в 2019 году до 85% на 2021 год.
Отдельно отмечаем, что в рамках социальной поддержки населения в соответствии с законом Республики Коми от 29 октября 2018 г. № 78-РЗ «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Коми» для населения МО ГО «Ухта» установлен и применяется льготный тариф на услугу по обращению с ТКО.
При этом размер льготного тарифа, применяемый для расчетов с населением, ниже размера экономически обоснованного тарифа.
В действующее законодательство внесены изменения, которыми установлен порядок определения экономической обоснованности размера расходов на транспортировку ТКО.
В связи с чем Комитетом на 2022 год расходы в тарифе на услугу регионального оператора по обращению с ТКО будут учитываться в соответствии с указанными изменениями законодательства.


5) г. Ухта
Собираются ли возложить на регионального оператора содержание контейнерных площадок?
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут ОМС муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Региональный оператор, по закону, несет ответственность за обращение с ТКО только с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.
Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в НВВ регионального оператора в размере, не превышают 1 % НВВ регионального оператора на очередной период регулирования.
Таким образом, размер расходов на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в НВВ регионального оператора ограничен действующим законодательством Российской Федерации. При этом включение в единый тариф на услугу регионального оператора расходов, связанных с уборкой контейнерных площадок (площадок накопления ТКО) Правилами регулирования не предусмотрено.
Таким образом, включение затрат на содержание контейнерных площадок возможно после внесения изменений в действующее федеральное законодательство, но может привести к росту размера тарифа регионального оператора.


6) г. Сосногорск
По мнению АО «Коми энергосбытовая компания» от 10.08.2021 исх. № 387891, Приказом были установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, которые составляют для домовладений:
- с 01.11.2018 – 1,33 м³ / с 01.01.2020 – 1,9 м³ в год с 1 проживающего для многоквартирных домов и жилых домов без центрального отопления, при наличии печного отопления);
- с 01.11.2018 – 0,85 м ³ / с 01.01.2020 – 0,83 м³ в год с 1 проживающего для многоквартирных домов и жилых домов без центрального отопления, при наличии печного отопления.
Норматив в размере 0,83 м³ применяется для многоквартирных домов и жилых домов, в которых имеется только печное отопление.
Если в жилом доме используется центральное или другие виды отопления, в том числе несколько видов отопления, применению подлежит норматив 1,9 м³.
Согласно технического паспорта на дом блокированной застройки № 12 по ул. Советская г. Сосногорск вид отопления печное (изменен вид топлива от дров к газу). В техническом паспорте на дом вид отопления отражен как печное + газовое. В связи с чем, АО «Коми энергосбытовая компания» при начислении платы жильцам дома № 12 по ул. Советской г. Сосногорска применяет норматив 1,9 м³. Правомерно ли применение такого тарифа?
Величина нормативов накопления ТКО, утвержденная приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т, с 01.01.2020 составляет для домовладений:
– 1,9 куб.м в год (0,15833 куб.м в месяц) с 1 проживающего для многоквартирных домов и жилых домов (за исключением многоквартирных домов и жилых домов без централизованного отопления при наличии печного отопления);
– 0,83 куб.м в год (0,06917 куб.м в месяц) с 1 проживающего для многоквартирных домов и жилых домов без централизованного отопления при наличии печного отопления.
Размеры указанных нормативов накопления ТКО рассчитаны на основании данных о замерах, проведенных органами местного самоуправления (далее – ОМС). В соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, а также Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.06.2016 № 524/пр замеры накопления ТКО проводятся в течение 4-х сезонов (осень, зима, лето, весна).


7) г. Сосногорск
Предлагаем отменить «льготный» норматив накопления твердых коммунальных отходов в размере 0,83 м³ и установить единый.
Так, зачастую собственники частных жилых домов оплачивают накопление твердых коммунальных отходов по тарифу 0,83 м³, так как по техническому паспорту эти дома числятся с печным отоплением. По факту в указанных домах установлены котлы на газовом или электро- топливе без технической возможности сжигания отходов, в связи с чем владельцы этих домов полноценно пользуются близлежащими контейнерными площадками для сбора отходов.

Если для отопления используется только печное отопление, то применению подлежит норматив накопления ТКО в размере 0,83 м3. Если в жилом доме используется централизованное или другие виды отопления, в том числе несколько видов отопления (включая печное), применению подлежит норматив 1,9 м3.
Комитетом в целях актуализации и введения дополнительной дифференциации нормативов накопления ТКО, проводятся замеры образования ТКО, в т.ч. для жилых помещений с центральным, печным и смешанным отоплением.
В соответствии с Правилами и Методическими указаниями, установлены сроки проведения замеров образования ТКО (4 сезона).
В настоящее время организовано проведение замеров накопления ТКО по сезону зима.
Результаты анализа полученных в течение 4 сезонов данных в комплексе будут направлены Комитетом на согласование в ППК «РЭО» в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1815 «Об утверждении Правил направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также при установлении или корректировке нормативов накопления ТКО».
Таким образом, вопрос дифференциации действующих нормативов накопления ТКО, будет рассмотрен в рамках предусмотренных законодательством процедур, в т.ч. после проведения соответствующих замеров накопления ТКО.
При этом отмечаем, что согласно ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов производства и потребления без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.


с. Усть-Кулом
Почему самые высокие тарифы на теплоэнергию в Усть-Куломском районе? Надо сделать усредненный тариф по всей Республике Коми.
Высокий экономически обоснованный тариф на тепловую энергию АО «КТК» (Усть-Куломский филиал) по сравнению с тарифами, установленными в городах республики, обусловлен низким объемом полезного отпуска (обратно-пропорциональная зависимость, чем больше объем реализации услуг по конкретной энергоснабжающей организации, тем меньше размер тарифа за счет распределения условно-постоянных расходов организации между большим количеством потребителей).
Эксплуатация тепловых источников с малым объемом полезного отпуска приводит к увеличению затрат, так как вне зависимости от объема отпускаемой тепловой энергии у организации сохраняется обязанность содержать полный штат персонала с учетом сменности, осуществлять работы по текущему обслуживанию и ремонту оборудования котельной. Для сравнения, объем полезного отпуска на 2021 год АО «КТК» (Усть-Куломский филиал) (32,22 тыс. Гкал), что в 41,3 раз меньше объема полезного отпуска Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» в г.Сыктывкар (1330,71 тыс.Гкал). Таким образом, условно-постоянные расходы Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» в г. Сыктывкар на выработку 1 Гкал значительно ниже условно-постоянных расходов АО «КТК» (Усть-Куломский филиал);
Кроме того, значительное влияние на величину тарифа оказывает вид и цена применяемого при производстве тепловой энергии топлива. АО «КТК» (Усть-Куломский филиал) осуществляет эксплуатацию 20 котельных на территории Усть-Куломского района Республики Коми, использующих различные виды топлива, цены на которые не регулируются государством и зависят от биржевых цен и конъюнктуры рынка.
Вместе с тем, неотъемлемой частью поставки тепловой энергии являются затраты на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, которые также оказывают непосредственное влияние на размер тарифа: чем дальше потребитель от котельной, тем больше протяженность тепловых сетей и тем выше затраты на доведение тепла до потребителя. Данный фактор удорожания производства тепловой энергии особенно актуален для сельской местности, характеризующейся малоэтажностью и невысокой плотностью застройки жилья.
Комитет обращает внимание, что льготные тарифы для населения ряда муниципальных образований Республики Коми, в том числе для населения МО МР «Усть-Куломский», получающего тепловую энергию от тепловых источников АО «КТК (Усть-Куломский филиал), на протяжении 2020-2021 годов установлены без роста по отношению к декабрю 2019 года, т.е. «заморожены», а возмещение выпадающих доходов теплоснабжающей организации осуществляется за счет субсидий из бюджета Республики Коми.


Таблица для сравнения уровней тарифов на электричесукю энергию в Северо-Западном федеральном округе
Последнее обновление:
31 декабря 2021